Магомед
Гасанов
Руководитель Фонда Махмуда из Кахабросо
7.03.2014
История, религия и классика Дагестана в интернете
![]() |
Наши проекты
|
Богатыми историческими, религиозными и культурными традициями славились все аулы
Дагестана. Эти исторические традиции, на которых воспитывалась наша молодежь,
постепенно забываются, уходят в прошлое.
История,
время и народ дают свою оценку каждой эпохе, и расставляет все события по своим
местам, как бы "псевдоисторики" не попытались искажать факты и переписывать ее.
Нам необходимо помнить, что наши дети будут умнее и образованнее нас, и
кажущееся сегодня необходимым, материальное благосостояние не будет им критерием
гордости за нас. Они, я думаю, будут выше этого. Они будут ценить вечное наше
духовное богатство и наследие.
Поэтому, Дагестанские народы с гордостью произносят имена своих предков,
духовных лидеров и ученых, поэтов и писателей, художников и спортсменов,
просветителей и политиков. У каждой народности Дагестана есть свои герои,
которыми гордятся все. Память о них священна для нас, и она передается через
поколения, воспитывая и являясь эталоном мужества и порядочности.
Унцукульский район был в свое время в центре исторических событий Дагестана. По
природному расположению и горным пейзажем это прекрасный край, где сочетаются и
Альпийские луга, тропические и субтропические растения. Через него протекают
основные реки - Аварское и Андийское койсу образуя бурный Сулак. Этот край так
же известен замечательными мастерами резьбы по дереву, великими деятелями науки
и культуры Дагестана.
В свое время здесь жили бесстрашные предводители Мусал Адалав из Балахани,
Гусейн, Юсуп и Хабаали из
Кахабросо, Ражбадин из Харачи, Усман из Унцукуля и др.
Так же край известен учеными Саидом из Аракани, Мухаммадом из Балахани,
Абдулахаджи из Гимры, Абдула Дагистани из Ирганая, знаменитыми имамами Дагестана
и Чечни Газимагомедом и Шамилем, популярным пламенным революционером Махачем
Дахадаевым, именем которого названа столица Дагестана.
Отсюда
же родом и великий поэт -лирик Махмуд из Кахабросо.
Какую бы оценку, в какой бы эпохе мы не давали этим людям, история и народ
всегда с теплом будут помнит о них.
Первая письменная оценка творчеству Махмуда была дана русскими учеными,
участниками аварской экспедиции 1923 года.
Профессор Л. И. Жирков, познакомившись со стихами Махмуда, писал о поэте. "Мы стоим перед литературным явлением огромной важности, явлением совершенно неизвестным научным кругам и европейскому обществу".
Высокую оценку дает поэзии Махмуда и знаток культуры Кавказа Н. С. Тихонов. Он
сравнил творчество Махмуда в аварской литературе с творчеством Пушкина и назвал
его "Кавказским Блоком". Позже все известные аварские поэты и писатели начинали
свое творчество именно с изучения стиля и основ стихосложения Махмуда.
Со специальными работами о
замечательном лирике выступали в свое время поэты и писатели Дагестана; Гамзат
Цадаса, З. Гаджиев, Ш. Микаилов, О-Г. Шахтаманов, Я. Сулейманов, М. Абасил и др.
Основательную научную работу о поэтическом наследии Махмуда написала и
филолог-ученый Ч. Юсупова. Прекрасное предисловие к русско-аварскому изданию
стихов Махмуда написал, и известный филолог профессор С. Хайбуллаев.
Возвышенный образ Махмуда не раз оживает и в поэзии народного поэта Дагестана
Расула Гамзатова. Великий поэт эпохи Расул Гамзатович, сравнивая свое творчество
с творчеством Махмуда, скромно замечает, что "Махмуд образно стоит на вершине
горы поэзии, а он под горой только-только настраивает струны".
Какими же гениальными должны быт творения поэта, если каждое поколение находит в
них отражение своих личных переживаний. Не случайно Расул Гамзатов написал:
…Я знаю наизусть всего Махмуда,
Но я не понимаю одного,
Откуда о любви моей, откуда.
Узнал он до рождения моего…
Махмуд предвидел какое наследие он оставляет для поколений и, читая его творения убеждаешься, что поэт нисколько не сомневался в своем высоком предназначении:
…Умру я, но песню любви неизменной,
Оставлю народу во всей чистоте.
Я знаю влюбленные в час вдохновения,
К моей устремятся надгробной плите…
Стихи Махмуда насыщены географическими и астрономическими названиями, часто
встречаются имена героев арабской литературы, упоминаются аяты из Корана,
персонажи из Библии, много также в его творчестве арабских, русских и
тюрко-язычных слов.
Он 19 лет постигал науки у разных муалимов и духовных представителей того
времени. Эти факты свидетельствуют о всесторонней образованности и широком
кругозоре поэта. Он в совершенстве владел арабской грамматикой, изучил
географию, математику, астрономию. Был знаком с великими творениями классиков
Физули, Низами, Фирдоуси и других.
Из его творчества мы видим, что он посетил не мало стран Европы и Азии. Выше сказанное доказывает, что Махмуд был не только поэтом, но и ученым - алимом. Он, получил официальный документ –разрешение на работу имамом и судьей (кадием) и как имам -мулла работал в разных уголках Дагестана. В годы Первой Мировой войны был избран кадием 2-го Дагестанского полка.
Однако при кажущемся обилии статей творчество Махмуда как великого поэта-
лирика, ученого арабиста, и как личности до сих пор не полностью изучена.
На фоне всеобщего материального и духовного обнищания и возникла необходимость создания благотворительного Фонда имени Махмуда, который занялся бы возрождением не только историко-культурного наследия поэта, но на примере своей работы помог бы молодым подрастающим талантам в поиске своей тропы в творчестве.
За время существования с 1992 года мы собрали
и издали около 42 новых стихотворений поэта, создали интернет сайты
www.kahabroso.ru
и
www.fatiha.ru,
о классиках Дагестана и исторических личностях Республики, изданы книги стихов и
рассказов, найден рукописный лист с почерком Махмуда, его действительная
фотография, так же сенсацией стал, найденный в страницах старого Корана у
родственницы Муи, Гаджиевой
Патимат, действительный художественно
-графический портрет возлюбленной поэта Муи (Муъминат). По предварительным
исследованиям портрет принадлежит якобы известному в мире художнику Халилбеку
Мусаясулав, выполненный им во время работы в типографии Мавраева. Идут
исследования. Племянник художника Мусаев Магомед обещал передать Фонду и копию
портрета самого Махмуда в исполнении Халилбека. Фотокопию портрета Муи нам
передал известный в республике врач и общественник родственник Муи из с. Бетли
Гайдаров Гаджи Махаевич.
Бесценную находку для истории Дагестана и нашему Фонду представили родственники
участника 1 -й Мировой войны Магомеда Сулейманова из селения Цатаних.
Чаниев Бигиш, большой любитель истории и классики Дагестана, рассказал о находке так: «Это действительная фотография Магомеда Сулейманова и Махмуда сделанная в период 1-й мировой Войны. По рассказу Сулейманова на фотографии рядом с ними стоял еще один человек, которого репрессировали в 30 –х годах, и Сулейманов М. отрезал его с фотографии, так-так работал в органах и боялся репрессий. Сулейманов умер 1977 году.
Несмотря на преклонный возраст, у Магомеда была отличная память, и он свои
воспоминания излагал последовательно, логично, связно, понятно, в деталях. На
них можно опираться как на документальное повествование очевидца и участника
событий, тем более что почти все изложенное им подтверждается рассказами других
однополчан Махмуда, между ними нет расхождений».
Фотографию
в старых архивах деда в г. Буйнакске нашел внук Сулейманова М. Набиев Алхас -
сын знаменитого хирурга Халила Амировича, долгое время возглавлявшего
Дагестанский Онкологический Диспансер. Фотографию фонду подарил Гимбатов Ибрагим
– сын Магомеда Гимбатовича, 30 лет проработавшего 1 секретарем Унцукульского
Района. Мы благодарны им.
Действительно наиболее развернутыми, полными, конкретными являются воспоминания
Магомеда Сулейманова, записаны они Саидом Азизовым в 1971 году из уст самого
автора и изданы в книге профессора Сиражудина Хайбуллаева выпущенном 2008 году к
135 летию поэта.
На пожелтевшей фотографии рядом с Махмудом стоит Магомед Сулейманов и на
обратной стороне есть записи на английском и арабском (может аджам) языках,
которые подлежать обследованию с применением новых цифровых технологий, о
результатах которых мы сообщим дополнительно.
Любители поэзии, истории и культуры Дагестана, как профессор Сиражудин
Хайбуллаев из Обода , врач Гайдаров Гаджи из Бетли, учитель Саид Азизов из Чуъли
и др., котрые всю жизнь посвятили творчеству поэта, очень помогли нам, мы
благодарны им.
Если бы не поддержка народа, если бы не понимание со стороны ученых-алимов мы не
собрали бы столько материалов и не издали бы книги.
Представьте себе, лишь один лист бумаги, написанный собственноручно поэтом,
дошел до нас, а около ста стихотворений сохранились в памяти и в сердцах
благородного народа. Последний юбилей 140 летие проведено тоже с помощью Фонда,
Главы Республики и администрации Унцукульского района.
Лауреатами премии и призов Махмуда стали лучшие из лучших: поэты, писатели,
певцы, исполнители, знатоки, чтецы и мастера- изготовители аварского
национального инструмента -пандура. Издан полный иллюстрированный сборник
сочинений Махмуда, в который входят более 80 стихотворений.
Реконструируется собственными силами Дом-музей поэта и сохранены для поколений
личные вещи Махмуда. Мы не раз обращались с конкретной программой к руководству
республики с просьбой о поддержке проведения юбилейных торжеств поэта, об
увековечении памяти переименованием улиц, снятием фильма, но наши просьбы до сих
пор остались без внимания.
Каждое новое руководство Дагестана дают надежду народам Дагестана -нашим будущим поколениям, в возрождении нашего историко-духовного наследия.
В поэзии Махмуда есть строки, которые отражают наше прошлое, и, наверное, лучше,
чем он сказал, выразить невозможно:
…Гьанже дунялалъул халго гьабуге,
ХинкIал цIикIкIарасул цIар бахъун бугин.
ЦIуяв бихьинав чи батIалъи гьечIо,
ТIаде нацI бахарав хан лъугьун вуго…
…Мир изменчив, не гляди на него,
Хинкал кто имеет - тот выше всего.
Трус ты, герой ли - теперь все ровно,
Кто вшей кормил - ханом стал давно…
Без поддержки народа и без государственной поддержки невозможно возродить наше
историко-духовное наследие, а без духовного и культурного наследия невозможен и
рост благосостояния народа и экономики.
Я сам инженер -экономист и как, специалист, думаю, все эти бизнес- планы на возрождение и развитие Дагестана не дадут должного эффекта, даже обречены на провал, если руководители этих проектов сами не будут духовно воспитаны, и не будут соблюдать национальные особенности и историческое наследие наших народов.
Ведь не зря народная мудрость гласит: "Кто забыл прошлое, у того нет будущего"….